Правозащитники провели общественную экспертизу работы интернет-приемных органов власти

Об этом рассказывает Андрей Бабушкин, глава Комитета за гражданские права, член Совета по правам человека при президенте РФ

Андрей Бабушкин, глава Комитета за гражданские права, член Совета по правам человека при президенте РФ, приводит рекомендации круглого стола «Работа интернет-приемных органов власти и защита прав человека».

В последние 5 лет получили развитие Интернет-приемные органов власти.

Вместе с тем, на многих сайтах органов власти с ведением Интернет-приемных исчезли адреса электронной почты, по которым ранее можно было обращаться в гос. орган. Таким образом, Интернет–приемные не дополнили возможность обратиться в ведомства по электронной почте, а заменили их, став фактором регресса, а не прогресса. Не ясно, было ли сделано умышленно для уменьшения объема заявителей и заявлений, так как ряд людей не могут пользоваться электронными приложениями, или же должностные лица, принявшие такие решения не подумали о последствиях их осуществления.

Был изучен ряд сайтов федеральных органов.

Сайт МВД России из них наиболее удобен для пользователей. Он предоставляет возможность подачи Интернет-заявления, как в ЦА МВД, так и в территориальный орган любого уровня. Фиксация информации в обращении производится только после двойного подтверждения. Предусмотрена возможность исправления ошибок в тексте. Также предусмотрено получение заявителем текста направленного обращения, позволяющего подтвердить содержание обращения.

Вместе с тем сайт МВД обнаруживает такой недостаток, как невозможность заранее подготовить текст и вставить его в информационное окно обращения. Формы обращений, размещенные на сайтах зачастую не позволяют обратиться в Интернет-приемные юридическим лицам.

В некоторых Интернет-приемных к тексту обращения можно присоединить только 1 файл. Поступают жалобы на блокировку электронных адресов заявителей для того, чтобы заявители не могли направить обращение.

  
Не организовано рассмотрение заявлений сочного характера в выходные и праздничные дни, так как непосредственность реализации прав требует непосредственного исполнения. Невозможно исходить из того, что в выходные и праздничные дни права человека не должны защищаться.

На сайте прокуратуры г. Москвы выявлены случаи, когда приложения к документам не доходят.

Хорошие отзывы участников мероприятия получил Интернет-приемная прокуратуры Московской области.

С сайта ГСУ СКР по Москве заявителям не приходит информация о том, получено ли и зарегистрировано ли полученное обращение. 
Участниками круглого стола был отмечен положительный опыт работы депутата Мосгордумы Игоря Бускина, который для приема обращений ведет свой телеграмм–канал.

По итогам обсуждения рекомендуется:

  • Ввести в стандарты приема в государственных органах право граждан на заочный прием через систему «Зум» или ее аналог.
  • Предусмотреть единый федеральный стандарт технического обеспечения Интернет-приемных, который предусматривал бы максимально простой и наглядный способ обращения заявителей.
  • Обратить внимание на трудность подачи заявлений в ряде федеральных органов, например в ФССП России, на сайте которой постоянно зависает, необходимо правильно указать № исполнительного производства, даже пробел приводит к тому, что электронное обращение не проходит.
  • Сохранить на сайтах государственных органов адрес электронной почты для направления обращений и заявлений.
  • Распространить опыт МВД РФ о направлении ответного письма ведомства с содержанием ранее полученного письма, направленного заявителем, в адрес заявителя.
  • Предусмотреть возможности вставки текста в текстовое поле обращения при обращении в Интернет–приемные.
  • Предусмотреть возможность принятия коллективных обращений, для чего инициатор мог выбрать опцию подписи под обращением иных лиц.
  • При организации работы единого телефона Правительства Москвы 7777777 повысить информированность операторов о том, какова компетенция того или иного органа Правительства Москвы.
  • На сайтах МВД, ФСБ, СК и других правоохранительных органов наряду с опцией «принятие обращений» предусмотреть опцию «принятие сообщений о преступлении».
  • Устранить недостатки работы сайта «Электронное правосудие», в котором:

—  заявление проходит проверку, однако через 2-3 недели приходит сообщение о том, что заявление не принято в связи;
— документы по делам об административных правонарушениях, не возможно подать  электронно.

Источник: СПЧ