Общественники обсудили проблемы в обеспечении и защите прав человека в работе СКР

Правозащитник Андрей Бабушкин рассказал об итогах обсуждения.

Руководитель Комитета за гражданские права, член Совета по правам человека при президенте РФ Андрей Бабушкин пишет об итогах обсуждения:

Проект
Москва, 8 октября 2020 года

Рекомендации общественного обсуждения «Общественная оценка работы Следственного комитета».

Участники обсуждения отмечают, что основными проблемами в обеспечении и защите прав человека в работе Следственного комитета России (СКР) являются:
— неудовлетворительная регистрация в СК заявлений о преступлении;
— слабость и неэффективность прокурорского надзора за работой СКР;
— фактическое отсутствие ведомственного контроля в СКР;  
— отсутствие общественных советов при СКР и терорганах Следственного комитета;
— низкий профессиональный и этический уровень следователей СКР;
— политическая ангажированность следователей СКР, крайне негативная роль следователь ГСУ СКР по г. Москве в «Болотном деле»;
— злоупотребления при изъятии компьютерной техники;
— злоупотребления положением п. 20 приказа СКР № 72 от 2012 года, которое позволяет не проводить процессуальную проверку по заявлению,  
— отсутствие взаимодействия СК с органами местного самоуправления.

Только экстраординарными способами гражданам удается добиваться прекращения допущенных органами Следственного комитета России нарушений.

Некоторые участники обсуждения отмечали, что складывается впечатление, что в органах СК существует прайс-лист на возбуждение уголовных дел и принятие решений по делам.

Участники обсуждения отметили участие нижегородского подразделения СКР в травле Ирины Славиной, покончившей жизнь самоубийством.

Был проведен следующий пример. В настоящее время следственным отделом по городу Сызрани СУ СК по Самарской области ведутся два уголовных дела в отношении медицинских работников Сызранской ЦГБ. Одно возбуждено в феврале 2016 года, второе — в ноябре 2019 г. За последние шесть месяцев прокуратурой вынесено 11 требований об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, однако нарушения не устраняются.

Для многих сотрудников органов СКР характерны высокомерие, чванство, неуважение к гражданам, полнейшее равнодушие к их судьбе, карьеризм.

Вместе с тем участники обсуждения отметили:
— хорошее взаимодействие СКР с общественностью по вопросам розыска пропавших детей и иной поисково-спасательной работы; вместе с тем с ГСУ СКР по г. Москве такое взаимодействие налажено недостаточно;
— активная роль органов СК по расследованию экологических преступлений.

Некоторые участники обсуждения ставят под сомнения необходимость существования Следственного комитета как самостоятельного органа.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Президенту России:

  1. Ввести в обязанность руководителей СКР обязательный ежегодный отчет руководителя подразделения Следственного комитета перед депутатами соответствующего уровня с участием населения.
  2. Потребовать от Генеральной прокуратуры РФ усилить прокурорский надзор за деятельностью органов Следственного комитета.
  3. Внести в Государственную думу РФ проект закона об общественном контроле за работой Следственного комитета.
  4. Внести в Государственную думу РФ проект закона о внесении поправок в УПК России о проведении проверки заявления о преступлении только следственным путем.

2. Верховному суду РФ обобщить судебную практику по судебному обжалованию действий Следственного комитета.

3. Председателю Следственного комитета России:

  1. Запретить непроведение доследственной проверки по заявлению о преступлении; внести изменения в соответствующую инструкцию СК РФ (приказ СКР № 72 от 2012 года), которая позволяет не регистрировать сообщения о преступлении со ссылкой на якобы выражение несогласия с действиями должностных лиц.
  2. Изменить критерии приема на службу в органы Следственного комитета.
  3. Провести рабочую встречу с правозащитниками по вопросам работы СКР; проводить регулярную встречу с представителями правозащитного движения.
  4. Запретить нахождение изъятой для проверки в рамках проверочных мероприятий и уголовных дел техники в течение более одного месяца, обеспечить ее возврат владельцам.
  5. Усилить специальные подразделения органов СКР по проверке заявлений на применение пыток и жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов.
  6. Создать Общественные советы при СКР и его территориальных органах, включить в их состав правозащитников.
  7. Привлекать в качестве экспертов по уголовным делам, расследуемых СКР, членов Экспертных советов при Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, Уполномоченных по защите прав предпринимателей, включая данный пункт в соответствующие соглашения.
  8. Ввести институт специальных инспекторов при председателе СКР для проверки жалоб граждан на грубые нарушения со стороны органов СКР.
  9. Предусмотреть при поступлении на службу в органы СКР сдачу квалификационного экзамена.
  10. Провести единый прием граждан 12 декабря руководством СКР с участием членов СПЧ.
  11. Ввести на портале госуслуг размещение личного кабинета заявителя в СКР с тем, чтобы он смог следить за движением своей жалобы.
  12. Ввести усиленную ответственность за нарушение сроков ответов на обращения граждан и организаций со стороны сотрудников СКР.       

4. Генеральному прокурору РФ:

Запретить пересылку жалоб на работу органов СКР в СКР.

Оригинал