Как вы связаны с общественным контролем?
В природоохранной организации я работаю с 1998 года. Общественный экологический контроль, наряду с распространением экологических и правовых знаний и является основным содержанием работы Эко-НПО — это выявление нарушений установленных законом требований и ограничений в области природопользования, участие в общественных обсуждениях, в экологической оценке и экспертизе промышленных проектов, работа во взаимодействии с государственными надзорными органами и прокуратурой, реагирование на обращения жителей.
Какие технологии дают новые перспективы для развития общественного контроля?
Известно, что эффективность всех мероприятий по общественному контролю повышается при освещении их в СМИ. Для распространения информации, общения с волонтёрами, оперативного планирования и обсуждения различных событий хороши социальные сети, но именно публикации в официальных средствах массовой информации являются предметом мониторинга и поводом для проведения проверки надзорным органом. При этом, если публикуемая информация исходит от общественного совета или общественной палаты, внимание органов власти к проблеме ещё больше повышается.
Уверена, что обращения, поступающие в госорганы от граждан или НКО напрямую, заслуживают не меньшего внимания, но уж коли обязанность и порядок взаимодействия органов власти с субъектами общественного контроля закреплены законодательно, надо это использовать по максимуму.
В российском природоохранном законодательстве права граждан и НКО на осуществление экологического контроля (получение экологической информации, участие в принятии решений, в надзорных мероприятиях) в общем виде давно закреплены в ряде федеральных законов, и для их реализации были разработаны особые механизмы, которые давали общественности даже больше возможностей, чем федеральный закон «Об основах общественного контроля». Это и институт общественных экологических инспекций, процедуры участия общественности в оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, общественная экологическая экспертиза.
Однако работа этих механизмов, развивавшихся и довольно эффективно работавших до начала 2000-х годов, в результате резкой смены приоритетов в государственной политике, была заблокирована.
Природоохранное российское законодательство, в современном его виде, сохраняет декларации о праве граждан и НПО на осуществление общественного контроля, но фактически это право не реализуется. Отчасти это происходит из-за противоречий между положениями федеральных законов и подзаконных актов, принятых ещё до 2000 года и с тех пор остающихся неизменными, отчасти – из-за их отсутствия.
И проблема не в том, что общественный контроль не может осуществляться без пошаговых инструкций. Может. Напротив, инструкции, точнее регламенты должны быть установлены с целью определить какие меры именно госорганы должны принимать, реагируя на обращения, сформированные в итоге общественных проверок.
Откуда можно привлечь финансирование и нужно ли оно?
Экологический мониторинг довольно дорогая вещь, требующая специального оборудования и специальных знаний. Не часто удаётся вовлечь аккредитованные государственные или частные лаборатории в мероприятия по оценке воздействия промышленной деятельности на природную среду или здоровье населения. Порой требуется привлечение независимых экспертов, приобретение сложного оборудования или его аренда, оплата транспорта, судебных издержек. На это, действительно, нужны деньги. Причем, немалые и быстро.
Государственные субсидии или гранты – это такие долгие деньги, что для осуществления оперативного общественного природоохранного контроля они не подходят. Экологический фонд ликвидирован в 2000-м году. Остаётся надеяться только на эколого-ориентированный бизнес. Но такого немного, особенно на Дальнем востоке и в Сибири, где региональная экономика построена на эксплуатации природных ресурсов.
Большинство же рутинных мероприятий — ходить, смотреть, говорить, писать, убирать мусор и заниматься экопросвещением — требуют не денег, а времени, терпения и бесконечного самообразования. Это — волонтёрский ресурс.
Заинтересованность органов власти в общественном контроле. Это возможно?
Заинтересованность органов власти в общественном контроле есть. Но если на уровне «земли» — территориальных органов надзора, — эта заинтересованность утилитарна, и основана на недостатке собственных сил (один инспектор на тысячу километров) и технических средств, и на отсутствии полномочий (ограничение неплановых проверок), то с высокого административного уровня на общественников возлагают почетную функцию «надзирать на надзирателями», при этом снабжают и тех и других таким количеством формуляров для подготовки рапортов о проделанной работе, что на собственно работу ни сил, ни энтузиазма ни у кого уже не остаётся.
А в условиях действующего (а точнее – бездействующего) природоохранного законодательства, целью которого сегодня, в условиях экстенсивного природопользования, определено не сохранение природных ценностей для будущих поколений, а соответствие промышленной деятельности установленным регламентам, большая часть усилий и государственных и общественных экологов сводится к нулю.
Можно провести проверку, собрать доказательства, обосновать высокую степень опасности экологического нарушения, но в суде весь этот труд будет отвергнут, потому что нарушитель предъявит документ, в котором написано, что его деятельность соответствует техрегламенту, и потому вредной быть не может.
Какие вопросы должны стоять на повестке дня для развития общественного экологического контроля?
Главный вопрос – это необходимость признания государством ценности сохранения природы. И критерием этой ценности должна стать не величина краткосрочной прибыли, которую можно извлечь из эксплуатации природных ресурсов — вырубки лесов, вылова рыбы, добычи руды, воды и воздуха, а долгосрочные убытки, возникающие от их разрушения и уничтожения.
В зависимости от позиции государства по этому ключевому вопросу будут решаться и все другие: реальная востребованность и поддержка общественного контроля, создание эффективных правовых и административных механизмов, которые будут служить цели сохранения природных ценностей и человеческого благополучия, и, наконец, рост ответственности и активности самих граждан.
В стране завершается второй за пятилетку Год Экологии. Прошлый был в 2013-м году. Тогда же Президент сформулировал ряд важнейших природоохранных поручений, многие из которых до сих пор не исполнены. В течение последних 10 месяцев в природоохранном законодательстве произошло много изменений, но главного – избавления страны от ресурсного проклятья и разворота к постиндустриальной экономике, кажется, так и не произошло.
Какие планы по общественному контролю на ближайший год?
Продолжать работу: распространять знания о конституционных правах граждан на благоприятную окружающую среду, организовывать общественное участие в экологической оценке, взаимодействовать с органами государственного природоохранного надзора и прокуратурой.
25 ноября 2017 г. состоится Общероссийский гражданский форум, что ожидаете от него?
Новых технологий, новых идей. Самая главная ценность форума в том, что он собирает вместе гражданских активистов, действующих в самых различных сферах общественной жизни, в очень разных социально-экономических, климатических и даже политических условиях нашей огромной страны. Эти люди привозят и передают друг другу свои новые, созданные ими самими технологии социальных перемен, опыт их внедрения. И в результате обсуждений форуме возникает иное видение «домашних» проблем, понимание того, что и как должно быть сделано для их решения.
Вопросы задавал Вадим Карастелев, координатор Сетевой лаборатории общественного контроля, Центр Прав Человека
В преддверии Общероссийского гражданского форума, который пройдет в Москве 25 ноября 2017 года, Сетевая лаборатория общественного контроля провела серию интервью о проблемах общественного контроля в России