Правозащитницу Татьяну Котляр суд признал виновной в фиктивной регистрации беженцев

Суд в Обнинске признал правозащитницу Татьяну Котляр виновной в 167 эпизодах фиктивной регистрации иностранных граждан в квартире (ст. 322.3 УК). Суд оштрафовал Котляр на 150 тыс. рублей и сразу же освободил ее от исполнения наказания в связи с истечением срока уголовной ответственности. Николай Кретов, сотрудник Московской Хельсинкской Группы, координатор кампании «Суд глазами граждан», о судебном […]

Суд в Обнинске признал правозащитницу Татьяну Котляр виновной в 167 эпизодах фиктивной регистрации иностранных граждан в квартире (ст. 322.3 УК). Суд оштрафовал Котляр на 150 тыс. рублей и сразу же освободил ее от исполнения наказания в связи с истечением срока уголовной ответственности.

Николай Кретов, сотрудник Московской Хельсинкской Группы, координатор кампании «Суд глазами граждан», о судебном заседании 12 сентября:

Зал судебного заседания был полон, было около 20 слушателей, среди которых были журналисты, наблюдатели, а также люди, которым помогла обнинская правозащитница Татьяна Котляр. За эту помощь её судят. Столько слушателей пришло услышать её последнее слово.

Погода была непривычно тёплой, так что в полном людьми зале почти сразу стало жарко. В наступавшей духоте прозвучало привычное ходатайство от журналистов о видеосъёмке. Слушателей интересовал уже скорее не ответ на него (на разрешение уже никто не надеется), а сама формулировка. Прокурор против, «поскольку фото и видеосъёмка могут повлиять на рассмотрение и исход данного дела». Суд против, «поскольку выполнением видеосъёмки могут быть нарушены права участников заседания, а также третьих лиц».

В зале было шумнее обычного, что вынудило судью делать замечания, в том числе и за попытку видеосъёмки без его разрешения.

Далее своё место за трибуной заняла Котляр (последнее слово в суде Татьяны Котляр)

Татьяна Котляр заявила, что её судят за преступление против государства, но её действия не причинили никому вреда: «Странное преступление, от которого никто не пострадал». Происходящее Татьяна Михайловна считает «театром абсурда»: «Помощь беженцам с Украины вообще-то обещала не я, это был президент России Путин. Но, очевидно, не президентское это дело — решать проблемы с регистрацией беженцев в Калужской области». Котляр говорит, что неоднократно обращалась в органы по поводу ситуации, и задаётся вопросом, что она должна была делать, когда эти беженцы приходят к ней: «Что я должна сказать? Иди покупай фиктивную регистрацию? Но у меня такая же фиктивная, только бесплатно».

Накануне к Котляр приходила женщина, которая с семьёй сбежала в Россию после того, как в её дом попала мина: «Что я должна была им сказать? Чтобы они уезжали обратно? … Если на Украину ехать, то там, прямо скажем, плохо относятся к русским …  Я должна сказать, что если я вам помогу, то меня будут судить как преступницу?»

Котляр считает, что «государство, которое беженцам не помогает, оно действительно плохое государство». «То, что это делала я – это неправильно, я согласна, – поясняет правозащитница, – но тогда это должно делать государство». Котляр не знает, есть ли польза государству от её действий, но то, что ей удалось помочь сотням людей получить российское гражданство, она знает.

После суд удалился на 40 минут для подготовки приговора по делу, а зрители и стороны высыпали на улицу.

Перед оглашением приговора произошла заминка, судья ждал в коридоре, пока все слушатели вернутся. Все собрались довольно быстро, и суд начал зачитывать приговор.

На это ушло 70 минут, что изрядно измотало и судью, начавшего пританцовывать, и зрителей.

Суд счёл вину Котляр доказанной. Суд установил факт фиктивной постановки на учёт 167 человек. При этом, по 9 эпизодам, по которым он приобщил обращения Котляр в различные органы власти, суд признал Котляр невиновной.

Суд квалифицировал действия Котляр как фиктивную постановку на учёт по каждому из рассматриваемых эпизодов.

Суд не усмотрел крайней необходимости в действиях Котляр, т.к. есть закон о беженцах, который описывает порядок действий для регистрации. Суд считает, что были пункты временного размещения (ПВР) беженцев, а люди, прибывшие самостоятельно, имели возможность зарегистрироваться, т.к. это записано в законе. Также суд считает, что в Калужской области можно было зарегистрироваться в ПВРах (интересно, что это противоречит ответам из самих ПВРов). Суд так же решил, что Котляр не разъясняла положения российского законодательства.

Оснований для освобождения от уголовной ответственности суд не усмотрел.

Доводы об отсутствии вреда не счёл обоснованными.

Смягчающих обстоятельств также не установил.

Окончательное наказание определил в виде штрафа. От назначенного наказания освободил из-за истечения срока давности.

Наказание: по каждому эпизоду штраф – 100 тысяч рублей.

Путём частичного сложения назначить штраф 150 тысяч рублей.

На этом процесс был окончен. Показалось, что такому его исходу никто не был удивлён.

Краткий итог:

Котляр невиновна по 9 эпизодам, по которым к делу приобщили обращения в органы власти. Виновна по 167 эпизодам. По каждому штраф – 100 тысяч. В сумме 150 тысяч. От наказания освободить из-за истечения срока давности. Основание это не реабилитирующее, то есть Котляр считается осуждённой по уголовной статье.

Комментарии

Илларион Васильев:

Вполне ожидаемое решение, в тренде так сказать местном, никто никого не обидел. Причем с изыском: 9 эпизодов прекратили, что даёт нам позитивную закладку.

Тут менталитет такой: никто никого обидеть не хочет. Прокурор сказал, что в ПВРах прописывают, значит судья говорит: «В ПВРах прописывают». Татьяна Михайловна эту ерунду оспаривала весь процесс. Потом они сконцентрировались на том, чтобы доказать, что Татьяна Михайловна не оказывала правовую помощь. Я совсем не понимаю, зачем мы в это ответвление стали уходить, вроде премии никто её лишать не собирается. Или судья должен был написать: «Кудрин, ты дал премию неизвестно за что»?

Татьяна Котляр:

Я тоже ожидала такого решения. Я полагаю, что сам приговор носит бюрократически-издевательский характер. После предъявленных ответов об отсутствии в Калужской области центров для регистрации беженцев, утверждать, что мы могли направить людей в такие центры для регистрации, по меньшей мере не правда. Или утверждать, что я могла заставить собственников жилья зарегистрировать беженцев.

Также Татьяна Котляр рассказала о готовящемся третьем процессе за регистрацию мигрантов: «Сейчас у меня взяли объяснения по случаям регистрации беженцев за 17-й год, я думаю, что в этот раз они успеют завершить процесс до истечения срока давности. То есть будет всё то же самое, только срок давности к моменту вынесения решения не выйдет».

Татьяна Котляр — лауреат Премии МХГ в области защиты прав человека.

Источник: http://mhg.ru/news/pravozashchitnicu-tatyanu-kotlyar-sud-priznal-vinovnoy-v-fiktivnoy-registracii-bezhencev