Правозащитники снова не прошли в ОНК

Донабор в общественные наблюдательные комиссии (ОНК) вновь закончился скандалом, сообщает «Коммерсантъ». 15 декабря на сайте Общественной палаты РФ опубликованы итоговые списки тех, кто избран в ОНК.   Как говорится в официальном сообщении ОП, 25% кандидатов отбраковано из-за неточностей в документах.   При этом в списке новых членов ОНК так же, как и в прошлом году, нет ни одного […]

Донабор в общественные наблюдательные комиссии (ОНК) вновь закончился скандалом, сообщает «Коммерсантъ». 15 декабря на сайте Общественной палаты РФ опубликованы итоговые списки тех, кто избран в ОНК.

 

Как говорится в официальном сообщении ОП, 25% кандидатов отбраковано из-за неточностей в документах.

 

При этом в списке новых членов ОНК так же, как и в прошлом году, нет ни одного известного правозащитника. Более того, практически не учтены рекомендации президентского Совета по правам человека, который на прошлой неделе отправил в Общественную палату свой список кандидатов, обладающих правозащитным опытом.

 

В ОНК Москвы, как и в прошлом году, не вошли Елена Масюк, Наталья Дзядко, Исрапил Шовхалов, Максим Пешков, которые были самыми активными членами ОНК прошлых созывов.

 

В ОНК Московской области не вошла авторитетная правозащитница Любовь Волкова, бывшие члены ОНК Москвы Елена Абдуллаева, Лидия Дубикова.

 

В Нижегородскую ОНК не вошел рекомендованный СПЧ известный правозащитник Сергей Шимоволос.

 

По ОНК Москвы из девяти свободных вакансий заполненными оказались лишь четыре, пишет «Коммерсантъ».

 

«Мария Каннабих [председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК] считает, что эти люди неправильно составили документы? Как такое возможно, почему раньше их в ОНК выбирали, а теперь им путь туда закрыт? – спрашивает журналист и правозащитник Зоя Светова.

 

«Вот и меня, восемь лет посещавшую московские СИЗО, как и в прошлом году, не включили в комиссию ОНК Мордовской области, хотя у меня были рекомендации аж двух Уполномоченных по правам человека, – продоолжает Светова. – Рекомендация сенатора Владимира Петровича Лукина, который был уполномоченным по правам человека десять лет — с 2004 года по 20014 год. И рекомендация нынешнего уполномоченного по правам человека — Татьяны Москальковой. Дал мне рекомендацию и член СПЧ Николай Сванидзе. Татьяна Москалькова рекомендовала мою кандидатуру в ОНК Мордовии в письме Секретарю Общественной палаты Валерию Фадееву: «Как показывает практика, ОНК субъектов Российской Федерации испытывают острую нехватку в своих рядах активных граждан, имеющих опыт работы в сфере защиты прав человека и осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека. … Рекомендую кандидатуру Световой Зои Феликсовны, положительно зарекомендовавшей себя при работе в ОНК г. Москвы при дополнительном наборе в целях дополнения состава Общественной наблюдательной комиссии Республики Мордовия».

 

Елена Масюк, которая вместе с группой правозащитников оспорила предыдущее решение Общественной палаты РФ, отказавшей им во включении в состав ОНК, сказала «Коммерсанту», что никакой мотивировки нового отказа не получила.

 

В эфире «Радио Свобода» Валерий Борщев, автор закона об общественном контроле, член Московской Хельсинкской Группы, член ОНК Московской области, отметил: «По моему варианту закона утверждать Общественные наблюдательные комиссии должен был уполномоченный по правам человека. И буквально за два месяца до принятия поменяли и передали эту функцию Общественной палате. Общественная палата была абсолютно не готова к выполнению этих функций, но первый и второй созывы она по инерции утвердила. А дальше пошло сращивание с ФСИНовцами».

 

Напомним, донабор в 30 регионах был объявлен после того, как в октябре 2016 года разгорелся скандал: совет ОП поставил минимальные баллы ряду правозащитников, в ОНК вошли бывшие представители ФСИН.