Общественные контролеры – это не граждане с дубинками, которые гоняют щуку по пруду

Павел Борисович Маракулин, член общественного совета по взаимодействию Уполномоченного по правам человека в Приморском крае с общественными правозащитными организациями, делится своим видением повестки дня общественного контроля в преддверии Общероссийского гражданского форума.

Павел Борисович Маракулин, член общественного совета по взаимодействию Уполномоченного по правам человека в Приморском крае с общественными правозащитными организациями, делится своим видением повестки дня общественного контроля в преддверии Общероссийского гражданского форума.

– Как вы связаны с общественным контролем

– В тех или иных формах, я занимаюсь общественным контролем 20 лет, например был международным наблюдателем на выборах Президента России в 2004 г., участвовал в работе секции гражданской экспертизы и общественного контроля на Гражданском форуме в Кремле в 2001 г. В рамках Общественного совета занимаюсь защитой экономических прав граждан, которые не получили удовлетворения от обращения в соответствующие государственные и муниципальные органы власти. Большая часть обращений со стороны граждан, как правило, становится предметом для общественного контроля. Согласно статистике 70% жалоб, после нашего участия, были разрешены положительно.

– Какие технологии дают новые перспективы для развития общественного контроля?

– Здесь вижу два направления. Если вы являетесь объектом общественного контроля, то здесь надо использовать данные электронных торгов, в плане контроля за государственными закупками. Благодаря этому мы узнаем о покупке золотых ложек, дорогих автомобилей и других излишеств для госслужащих. Это позволяет подавать соответствующие заявления Федеральную антимонопольную службу, суды. Если же вы являетесь субъектом общественного контроля, то здесь очень полезны социальные сети, когда можно привлечь общественное внимание к проблеме. Иногда массовая огласка в сети работает лучше, чем прямое судебное вмешательство.

– Откуда можно привлечь финансирование и нужно ли оно?

– Финансирование конечно необходимо, чтобы можно было оплачивать экспертные заключения, работу юристов и адвокатов. Гранты – хорошо, но это не панацея. Наиболее эффективно, когда общественная организация оказывает платные услуги бизнесу, а на прибыль может позволить заниматься общественным контролем. Любая работа должна быть оплачена.

– Заинтересованность органов власти в общественном контроле. Это возможно?

– Не соглашусь с тем, что представители органов власти не заинтересованы в общественном контроле. В законодательном плане для многих органов власти установлена обязательность общественного контроля, который позволяет оценить эффективность работы того или иного органа. Например, общественный контроль за деятельностью полиции или службы исполнения наказания. И в этих структурах можно строить эффективное взаимодействие, чтобы потребовать выполнение тех или иных правовых норм. Общественные контролеры – это не граждане с дубинками, которые гоняют щуку по пруду. Общественный контроль возникает там, где органы власти работают неэффективно, непрозрачно, непублично, нарушаются права граждан.

– Какие вопросы должны стоять на повестке дня для развития общественного контроля?

– Необходимо выносить вопрос о неэффективности работы главного законодателя – Государственной Думы России. Поясню на примере, в 2014 г. были внесены изменения в ч.1 Гражданского Кодекса РФ в части создания некоммерческих партнерств, но до сих пор нет соответствующей законодательной нормы в законе о некоммерческих организациях. Такая же картина была по закону «Об акционерных обществах», зато пакет Яровой (дискриминационное законодательство в адрес общественных организаций и ущемления прав и свобод гражданина – прим .ред.) приняли быстро.

– Какие планы по общественному контролю на ближайший год?

– Я бы хотел продолжить то, что я делаю в этом направлении. В этом году я провел четыре дежурства в правозащитной приемной в г. Уссурийске. Хотелось бы принять участие в проекте «Гражданин и полиция» (Общероссийская кампания, инициированная Московской Хельсинкской Группой, см. mhg-police.org – Прим. ред.). Здесь, во Владивостоке мы проводили круглый стол с нашими коллегами из правозащитной группы «Агора», пытаясь донести принципы реформирования МВД. По моим наблюдениям практика работы правоохранительных органов с обращениями граждан становится хуже, чем в советское время. Годами не удается привлечь к ответственности разных мошенников и правонарушителей. Хотелось бы переломить эту тенденцию, чтобы полиция стала цивилизованной службой, которая бы помнила о своей основной цели – защите прав и законных интересов граждан.

— 25 ноября 2017 г. состоится Общероссийский гражданский форум, что ожидаете от него?

– Хотелось бы, чтобы предложения и рекомендации участников не пропали втуне.

Вопросы задавал Вадим Карастелев, координатор Сетевой лаборатории общественного контроля, Центр Прав Человека