В итоговом годовом докладе Московской Хельсинкской Группы (МХГ) отмечено улучшение положения российских заключенных. Им стали предоставлять больше поблажек – например, свидания, посылки и отпуска. За решетку вообще стало попадать меньшее количество людей, снизилась и смертность в камерах. Правозащитники в своем отчете, конечно, указали и на нерешенные проблемы – начиная с ослабления общественного контроля за колониями и заканчивая высоким уровнем насилия в местах заключения.
Тюремное население страны постепенно сокращается. По данным МХГ, в прошлом году количество зэков стало меньше на 27,9 тыс. человек. По состоянию на начало 2018-го оно составило 602,1 тыс. В докладе правозащитники подтвердили, что суды и следствие стали более гуманны в избрании мер пресечения и наказания. Сократилась и смертность в местах лишения свободы – за прошлый год там погибло на 337 человек меньше, чем ранее, хотя эта цифра все равно превышает 3 тыс. заключенных.
В своем докладе МХГ похвалила Минюст и подведомственную ему Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) за сделанные шаги по гуманизации тюремной системы. За прошедший год отмечен целый ряд изменений, которые улучшили положение заключенных. Например, новые правила тюремного распорядка больше не ограничивают по весу посылки для них, а раньше он не мог превышать 20 кг. Гораздо меньше стало требований к содержимому посылок.
Расширился и тот список болезней, который гарантирует освобождение из заключения. «Теперь туда входят все случаи злокачественных новообразований, требующих лечения в специализированной медицинской организации – операции, лучевая терапия, химиотерапия, которые не могут быть проведены по месту отбывания наказания», – говорится в докладе МХГ. В целом же за 2017-й в суд для освобождения в связи с болезнью были представлены 4,2 тыс. человека, освобождены 2,4 тыс. Стала более оперативной и процедура освобождения тяжелобольных обитателей СИЗО – меру пресечения обязаны изменять не позднее трех суток со дня поступления копии медицинского заключения.
В колониях увеличена длительность прогулок, осужденным родителям предоставляются дополнительные свидания с детьми, причем не только матерям, но и отцам-одиночкам, в выходные и праздничные дни с проживанием вне исправительного учреждения. Теперь им полагаются и два выезда в год для свидания с ребенком на срок до 10 суток каждый, не считая времени на дорогу. Увеличено количество свиданий и для тех осужденных, которые содержатся в строгих условиях.
Важным изменением последнего года МХГ считает возможность адвокатов проносить в исправительные учреждения записывающие устройства, необходимые для оказания правовой помощи – например, фиксации показаний своих клиентов о физическом на них воздействии. Как отмечено в докладе, вообще сократилось количество жалоб на недопуск адвокатов к их подзащитным.
Кстати, по информации «НГ», президентский Совет по правам человека (СПЧ) также убедился в том, что ФСИН стала более внимательной к сигналам общественности. Правозащитники обнаружили законодательный пробел, который позволял игнорировать ходатайства осужденных о встречах с защитниками, не имеющими статуса адвокатов. В ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) действительно статус данного лица фактически не определен. Но есть и ст. 12 того же УИК, которая закрепляет «право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи». Глава ФСИН Геннадий Корниенко в своем ответе СПЧ признал наличие правового пробела и отметил, что есть необходимость его системного толкования.
Понятное дело, что правозащитники из МХГ все равно указали: несмотря на готовность Минюста и ФСИН к сотрудничеству и проведению изменений, позитивный эффект от этого пока небольшой. Прежде всего из-за выхолащивания общественного контроля в местах лишения свободы. «С сожалением приходится констатировать, что в минувшем году сохранилась эта тенденция. С каждыми выборами в общественных наблюдательных комиссиях (ОНК) ставится все меньше реально работающих правозащитников, в некоторых комиссиях их нет вообще. Процедура отбора кандидатов в ОНК абсолютно не прозрачна».
Как утверждают в МХГ, одной из самых острых остается проблема насилия и пыток в исправительных учреждениях. При этом обычно давлению подвергаются именно те осужденные, которые пытаются отстаивать свои права. Впрочем, ответственность за острую ситуацию несет не только ФСИН, но и следственные органы, «которые в рамках своей компетенции не проводят должных проверок сообщений о пытках заключенных».
Из доклада МХГ также понятно, что традиционно первое место занимают жалобы зэков на медобслуживание. «ФСИН утверждает, что все учреждения полностью обеспечены медикаментами. Однако самые многочисленные жалобы осужденных касаются как раз необходимости приобретать лекарства за счет родственников», – отмечается в документе. Есть претензии и к ведению медицинских карт заключенных, в которых может отсутствовать информация о реальном состоянии здоровья или, наоборот, внесена запись о якобы проведенном лечении.
В отчете МХГ также говорится, что на пенитенциарной системе серьезно сказывается экономическая ситуация в стране. В этом году, например, уже сокращено финансирование проектов по модернизации колоний и изоляторов.
Автор: Екатерина Трифонова
Источник: Независимая газета, 16.05.2018
Ссылка на СМИ: http://www.ng.ru/politics/2018-05-16/3_7225_humansation.html