Согласно проекту приказа ведомства, предлагается ограничить использование членами ОНК фото- и видеоаппаратуры, а также измерительных приборов при посещении ими мест принудительного содержания
Эксперты «Адвокатской газеты» разошлись в оценке комментируемого документа. По мнению одного из них, предлагаемые поправки – это логичное и обоснованное продолжение работы МВД по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающейся общественного контроля мест принудительного содержания. Два других эксперта полагают, что проект приказа существенно снижает эффективность общественного контроля, который фактически подпадет под власть правоохранительного органа.
1 апреля завершилось общественное обсуждение проекта приказа МВД об изменении порядка посещения подконтрольных ему мест принудительного содержания членами общественных наблюдательных комиссий.
Напомним, ранее «АГ» писала об аналогичных поправках, разработанных ФСИН России и направленных на регламентацию процедуры посещения членами ОНК учреждений уголовно-исполнительной системы. Анализ изменений, вносимых в соответствующий приказ министерства от 6 марта 2009 г. № 196, свидетельствует об унифицированном ведомственном подходе к регулированию посещения членами ОНК подконтрольных ФСИН и МВД России мест.
Как следует из пояснительной записки, документ разработан в целях недопущения нарушения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Так, предлагается установить разрешительный порядок осуществления членами ОНК съемки лица, находящегося в месте принудительного содержания, при наличии его письменного согласия. При этом для съемки смогут использоваться только технические средства, находящиеся на балансе соответствующего учреждения или территориального органа МВД, при их отсутствии допустима видеофиксация с использованием аппаратуры ОНК при условии ее соответствия определенным требованиям.
При проведении съемки вводится запрет на попадание в зону обзора аппаратуры, в частности, определенных конструктивных элементов, обеспечивающих инженерно-техническую укрепленность зданий, режимных помещений и охраняемых территорий места принудительного содержания, их сотрудников и иных лиц, не предоставивших на это согласие. Полученные в ходе осуществления фото- и видеосъемки материалы, согласно проекту приказа, будут рассматриваться уполномоченными должностными лицами МВД совместно с членами ОНК, которые смогут получить копии необходимых материалов.
В случае обсуждения членами наблюдательной комиссии с подозреваемыми и обвиняемыми вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания, либо нарушения ими правил внутреннего распорядка учреждения беседа будет прекращена.
Предполагается, что члены ОНК смогут получить медицинскую документацию о состоянии содержащегося в изоляторе лица только с его согласия. Инструментальный контроль за микроклиматом в жилых и производственных помещениях будет осуществляться членами комиссий приборами, прошедшими госаттестацию и имеющими свидетельство о поверке с неистекшим сроком действия. При отсутствии нормативно-технической документации к таким приборам начальник места принудительного содержания вправе не разрешить их использование.
В комментарии «АГ» председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков отметил, что предлагаемые поправки – это логичное продолжение работы МВД по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающейся общественного контроля мест принудительного содержания. По мнению эксперта, в «МВД прекрасно понимают, что фото- и видеосъемка – самые надежные и достоверные способы фиксации возможных нарушений прав граждан. Вместе с тем строгая регламентация фото- и видеосъемок исключит вероятность того, что в объектив попадут объекты внутренней инфраструктуры и технические средства, обеспечивающие режим и безопасность объекта».
Как пояснил Антон Цветков, в ведомстве очень серьезно относятся к практике взаимодействия с институтами гражданского общества, с субъектами общественного контроля, понимая важность этого диалога для соблюдения законности. «Еще до появления Закона об ОНК члены общественного совета при ОВД регулярно проводили проверки ведомственных мест принудительного содержания. То есть в этом плане МВД выступило в свое время первопроходцем», – считает эксперт.
В свою очередь юрист фонда «В защиту прав заключенных» Надежда Раднаева отметила, что комментируемый проект практически полностью повторяет аналогичный проект приказа ФСИН России и предусматривает как минимум два опасных положения, которые ставят под угрозу саму суть общественного контроля.
«Во-первых, сотрудников МВД хотят наделить правом определять, что является нарушением прав подозреваемого/обвиняемого (а что – нет), и делегировать им на этом основании полномочия прекращать беседу между такими лицами и членом ОНК, – пояснила эксперт. – Во-вторых, из проекта приказа неясно, кто будет осуществлять съемку (сотрудник правоохранительного органа или член ОНК)».
По мнению юриста, в итоге сотрудники МВД, чьи действия и решения являются объектом общественного контроля, будут принимать решение, о чем члены ОНК имеют право говорить с подозреваемыми/обвиняемыми, а также определять возможность проведения съемки. «В случае принятия указанных проектов приказов общественный контроль фактически подпадет под контроль ФСИН и МВД», – заключила Надежда Раднаева.
С ней согласен руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов. «Даже остатки независимых ОНК в России, видимо, представляют неудобства для администраций мест принудительного содержания, поэтому систематическое воспрепятствование общественному контролю стало нормой, о чем свидетельствуют и комментируемые поправки», – отметил он.
По мнению эксперта, наиболее опасные для общественного контроля поправки касаются средств фиксации нарушений. «Фото и видео – лучшие формы фиксации нарушений условий содержания (плесень на стенах, отсутствие предметов мебели, неисправная сантехника, не говоря уже о телесных повреждениях). Согласно поправкам, использование средств фотовидеофиксации будет возможно в двух случаях: с использованием аппаратуры администрации или с использованием техники членов ОНК с последующей перлюстрацией материала администрацией. Как член ОНК может заставить сотрудника МВД сделать нужный кадр, остается загадкой, – отметил Алексей Глухов. – Рулетки, градусники, люксометры и прочие технические средства измерения также будут под условным запретом, если они не прошли госаттестацию и не имеют свидетельство о поверке, срок действия которого не истек».
В связи с этим эксперт полагает, что поправки в случае их принятия существенно снизят качество общественного контроля, который, согласно позиции Пленума ВС РФ об условиях содержания, является одним из доказательств по административным искам о нарушении стандартов условий содержания.
Источник: Адвокатская газета