При Общественной палате (ОП) РФ создается Координационный совет общественных наблюдательных комиссий (ОНК) за соблюдением прав заключенных. Официально это делается для того, чтобы было эффективное взаимодействие таких комиссий. По мнению экспертов, новация скорее всего окончательно превратит систему ОНК, изначально задуманную как горизонтальное сообщество гражданских активистов, в жесткую вертикальную структуру, где реальным правозащитникам уже точно не будет места.
«Это обмен положительными практиками, которые есть в ряде регионов, но о которых не знают даже соседствующие субъекты», – говорится на сайте ОП. Утверждается, что горизонтальных связей между комиссиями недостаточно, «к одному и тому же направлению работы совсем разный подход».
По словам главы комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Александра Воронцова, который возглавляет этот совет, необходимость в структуре, куда войдут председатели всех ОНК, назрела давно. Воронцов сообщил, что регионы единогласно поддержали эту идею, так что первое заседание Координационного совета уже готовится на первый квартал этого года.
Ряд экспертов, опрошенных «Независимой газетой», напомнили, что многие ОНК последнего созыва превратились в собрания лояльных тюремной системе людей. Факт создания совета ими расценивается как установление «вертикали контроля» над ОНК, чтобы можно было более плотно курировать их деятельность и кадровый состав.
Сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев, который раньше входил в одну из ОНК, а теперь является членом экспертного совета при уполномоченном по правам человека РФ, заметил, что прежде при ОП уже был Координационный совет. Он состоял из представителей независимых правозащитных организаций, которые должны были рассматривать и рекомендовать кандидатуры в ОНК. Но просуществовало это недолго: «Совет создали, но ни разу не собрали, потом и вовсе упразднили. Очевидно, что присутствие правозащитников при контроле над тюрьмами нежелательно». Поэтому, как считает Борщев, новая структура в большинстве своем будет состоять из представителей региональных ОП. «Проблема в том, что ОП уже показала свою несостоятельность при формировании ОНК, полностью проигнорировав рекомендации общественных организаций, хотя закон требует противоположного», – подчеркнул он. Борщев полагает, что теперь стартует кампания еще более тщательной зачистки правозащитников, кое-где остающихся в ОНК. По его мнению, ситуация не изменится, пока не начнет исполняться требование закона о том, что членов ОНК выдвигают общественные организации, которые и несут за них ответственность.
Между тем в распоряжении «НГ» оказалось письмо правозащитникам из администрации президента, в котором говорится о существовании в России по-настоящему эффективного и независимого механизма предотвращения нарушений прав человека в местах лишения свободы. Частью этого так называемого превентивного механизма, в частности, считаются ОНК, работа которых, судя по документу, власть полностью устраивает. «Порядок формирования и широкий спектр полномочий органов, входящих в данную систему, позволяют обеспечить их независимость, беспристрастность, а также исключить воздействие со стороны должностных лиц», – говорится в этом письме. Более того, в наличии и «конструктивное сотрудничество» ФСИН не только с ОНК, но и вообще «с различными институтами гражданского общества».
То есть, по словам руководителя независимого комитета против пыток и коррупции Gulagu.net Владимира Осечкина, чиновники отказываются признавать наличие проблем в работе ФСИН и показывают явное нежелание менять что-либо в ближайшем будущем. Но на самом деле, заявил Осечкин, в стране не работают даже основные положения закона 2014 года «Об общественном контроле». В целом деятельность большинства ОНК носит имитационный характер, они не раскрывают факты массовых пыток и масштабной коррупции в системе исполнения наказаний. Осечкин напомнил, что «силовики через ОП выстроили фильтры так, чтобы в ОНК попадали лишь люди, лояльные власти».
По словам председателя Комитета родственников заключенных Елены Брыляковой, очевидно, что решение ОП – это попытка более плотно контролировать самих общественных контролеров: «Это будет новое «правозащитное политбюро», которое активных и принципиальных правозащитников подвергнет остракизму». Как напомнил «НГ» экс-заместитель начальника Управления кадров ФСИН полковник в отставке Спартак Круглов, эффективность нынешних различных комиссий давно за гранью статистической погрешности: «Вопрос с кадрами как в ФСИН, так и в ОНК сегодня является ключевым и решающим. Нужны ротация и кардинальное обновление».
Автор: Екатерина Трифонова
Источник: Независимая газета