Евгений Коняев: Общественный контроль – он не только в выявлении и исправлении случаев несоблюдения требований, но и эффективная превентивная мера предотвращения нарушений

В преддверии Общероссийского гражданского форума, который пройдет в Москве 25 ноября 2017 года, Сетевая лаборатория общественного контроля провела серию интервью о проблемах общественного контроля в России На вопросы отвечает Евгений Коняев из Самарской области: Как вы связаны с общественным контролем? Был заместителем председателя ОНК Самарской области третьего состава. Мое активное участие в общественной деятельности ветеранских […]

В преддверии Общероссийского гражданского форума, который пройдет в Москве 25 ноября 2017 года, Сетевая лаборатория общественного контроля провела серию интервью о проблемах общественного контроля в России

На вопросы отвечает Евгений Коняев из Самарской области:

Как вы связаны с общественным контролем?

Был заместителем председателя ОНК Самарской области третьего состава.

Мое активное участие в общественной деятельности ветеранских организаций Самарской области, в общественных советах при Губернской Думе, в общественной комиссии по делам ветеранов при Председателе Самарской ГубДумы, в комиссии по общественной экспертизе, в общественном совете при ГУФСИН по Самарской области в чистом виде общественным контролем не является.

Но наличие информации – особенно о проблемах и нарушениях – во всех сферах жизни от проблем в сельских районах до вопросов в сфере социального обслуживания, здравоохранения, трудовой и предпринимательской сфер, образования и общественного порядка, обсуждение этих проблем с депутатами и руководителями исполнительной власти обязывает знать реальную ситуацию объективно, непредвзято. Как говорится, «отвечать за базар» — быть уверенным в фактических обстоятельствах.

Деятельность в качестве члена ОНК также дала много опыта как в общественном контроле условий содержания и соблюдения прав, так и в понимании реальной пользы от этой деятельности. Общественный контроль – он не только в выявлении и исправлении случаев несоблюдения требований, но и эффективная превентивная мера предотвращения нарушений.

Что немаловажно, но часто забывается – общественный контроль позволяет снять напряжение в информационном поле за счет информирования неравнодушных граждан об объективной ситуации, содержащей не только негатив, но и позитивные изменения, отсутствие нарушений. Иначе информационный вакуум заполняется слухами, как правило предвзятыми и необъективными.

Общественный контроль позволяет выявлять пробелы законодательства, когда проблема складывается из-за неурегулирования отраслей права (например, ветеранские льготы в условиях заключения, родительские права одного из родителей и т.д.)

Поэтому мой приход в сферу общественного контроля в лице кампании «Гражданин и полиция» в 2014 году был вполне логичным. Хотя и достаточно случайным – я о существовании МХГ узнал-то, участвуя в обучающем их семинаре для новичков ОНК. Есть же выражение, что «Все случайности – не случайны». Это как раз о моем участии в общественном контроле.

Какие технологии дают новые перспективы для развития общественного контроля?

Общественные контролеры – по своей сути эксперты в той сфере контроля, которая их интересует. А это в первую очередь – репутация объективной информации. Во-вторых, знание норм, являющихся критерием контроля. Есть еще и, в-третьих, и, в-четвертых. Но именно наличие знаний и непредвзятое мнение – приоритетны. И поэтому любой человек, пришедший в общественный контроль, должен быть постоянно «в теме», участвовать в семинарах, в круглых столах, непрерывно повышать свой уровень. Именно обучающие технологии, включая правовые вопросы, а также навыки конфликтолога при общении должны быть непрерывными. Общественных контролеров нужно постоянно обучать.

Откуда можно привлечь финансирование и нужно ли оно?

На примере ситуации с ОНК: взять под контроль общественных контролеров, влиять на их мнение; исключить из процесса тех, кто не находится под влиянием – такое искушение есть всегда у тех, кто отвечает за ситуацию, которая оказалась в фокусе общественного контроля. Это не хорошо и не плохо. Это объективно. Также, как и попытка влиять на общественных контролеров со стороны каких-либо других сил или лиц, чтобы использовать их как рычаг влияния. И финансирование является серьезным способом фильтра общественных контролеров и влияния на них. Поэтому единственный допустимый и даже желательный вариант финансирования – гранты. При рассмотрении проекта рассматривается как организация-получатель, так и команда проекта. Мероприятия прописаны и обоснованы. Бюджет – под контролем. Но повлиять на реализацию общественного контроля, изменить его результаты или интенсивность в ходе выполнения проекта уже не сможет никто.

Любые другие варианты финансирования, как в случае с ОНК, приведут к попыткам глобальной приватизации сферы деятельности, когда только обещание финансирования расходов на топливо и офис привело к закрытости и кулуарности общественного контроля в местах заключения.

Заинтересованность органов власти в общественном контроле. Это возможно?

Руководители органов власти – имею в виду грамотных и адекватных (а мне на таких повезло, как в ГУФСИН, так и в ГУ МВД Самарской области) – однозначно заинтересованы в общественном контроле. Но только – в объективном, не показушном, в конструктивном. Например, если заведомо известно, что визит общественных контролеров закончится хвалебным отчетом, несмотря на имеющиеся факты нарушений, то такой результат не принесет пользы. И, наоборот, если в каком-либо подразделении полиции или миграционной службы – абсолютно выполняются все нормативы по времени предоставления услуги, по наличию информационных стендов, если отсутствуют факты грубого обращения или незаконных требований, если 100% случайных прохожих (а такое было в Красноярском районе Самарской области, когда мы неожиданно для всех зашли в МФЦ и задали всем – и посетителям, и сотрудницам – один вопрос: «Знаете ли Вы своего участкового?») дают положительный отзыв, то об этом надо говорить. Или зачем кричать и бить во все колокола о том, что помещении для задержанных в ОВД такого-то района скамейки слишком узкие, если для их замены достаточно сказать об этом руководству? А вот если это не помогло, то тогда. Вот это и есть конструктивное общение. И такой общественный контроль безусловно нужен руководителям органов власти. Там, где это власть не понимает, ситуация развивается иначе – вся негативная информация общественного контроля сразу уходит в общественный доступ, в органы надзора. А куда деваться, если нет диалога? Начинает развиваться конфликт. И по законам конфликтологии он переходит в этап эскалации, когда стороны начинают искать союзников, когда в любых действиях другой стороны видится подтверждение самых гнусных опасностей. Идет переход на личности, навешивание ярлыков… И исправление ситуации, возврат к позитивным отношениям становится все более невозможным. Но, повторюсь, в Самарской области, например, региональное руководство ГУ МВД и УФСИН – профессионалы высокого уровня, адекватные руководители. Они доступны для общения и обсуждения. Они реально заинтересованы как в общественном контроле, так и в объективном освещении его результатов.

Какие вопросы должны стоять на повестке дня для развития общественного контроля?

Сейчас общественный контроль находится в стадии становления. Любые идеи, любые, любой опыт заслуживают внимания и обсуждения. В какую сторону пойдет развиваться ситуация, или, наоборот, ей суждено затухнуть из-за наплыва временщиков, которые уйдут после появления новых «модных» общественных движений – все зависит от конкретных людей, от их целей и индивидуальности. А еще от умения общаться, даже если в остальном – разная система ценностей.

Какие планы по общественному контролю на ближайший год?

Конечно, участие в кампании «Гражданин и полиция». И не просто участие, а вовлечение в команду лидеров молодежных общественных организаций совместно с членами Общественного Совета ГУ МВД РФ по Самарской области – людьми в области известными, знаковыми. Многие имеют звания «Почетного гражданина» области или города, генеральные директора крупных предприятий, руководители ТВ-каналов области и т.д. Они с нашей помощью уже получили опыт общественного контроля. А теперь мы планируем их «разбавить» молодыми активными грамотными общественными лидерами.

А еще попробуем взяться за «больные» темы – поликлиники и «собесы». Команда «первопроходцев» уже подобрана.

25 ноября 2017 г. состоится Общероссийский гражданский форум, что ожидаете от него?

ОГФ – слет людей, каждый из которых уникальный общественный деятель. Это интересные идеи, интересные формулировки. Это общение. Хотя есть для меня темы, которые я не поддерживаю. Есть даже такие – которые я не приемлю.

Но, как сказала Эвелин Холл в биографии Вольтера: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».

Евгений Коняев – исполнительный директор Ассоциации ветеранов боевых действий Самарской области «СВОИ»

Вопросы задавал Вадим Карастелев, координатор Сетевой лаборатории общественного контроля, Центр Прав Человека