В 43 регионах России изменились составы ОНК

Опубликованы обновленные составы ОНК в 43 регионах

Общественная палата России 8 октября опубликовала документ с обновленными составами Общественных наблюдательных комиссий — общественных органов, которые в 43 регионах следят за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. В список не вошли многие опытные правозащитники, сообщает интернет-журнал «7х7».

В обновленные составы ОНК Москвы и Санкт-Петербурга не попали несколько активных правозащитников. В Москве это сопредседатель Московской Хельсинкской Группы и соавтор закона об общественном контроле Валерий Борщев (в прошлом составе работал в ОНК Московской области), сотрудник МХГ Евгений Еникеев (был одним из самых активных членов московской ОНК прошлого состава), руководитель отделения Комитета против пыток Анастасия Гарина, журналист «Дождя» Когершин Сагиева (не подала документы по «личным обстоятельствам») и ответственный секретарь ОНК Иван Мельников.

В Санкт-Петербурге не прошли правозащитники Яна Теплицкая и Екатерина Косаревская, которые предали огласке сообщения о пытках фигурантов дела «Сети» (признана террористической и запрещена в РФ).

Сагиева рассказала, что люди, которые остались в составе ОНК, не проявляли особой активности для реакции на сообщения о нарушениях прав человека: «У нас был рабочий чат членов ОНК, и он был мертвый. Я спрашивала там, кто может со мной сходить в СИЗО, проверить обращение? В ответ тишина мертвейшая. Когда я пролистывала журнал проверок членов ОНК, заметила, что ходят в МЛС одни и те же пять-шесть человек». Она добавила, что в составе ОНК остались активные журналисты Ева Меркачёва и Борис Клин, в состав вошла журналист «Новой газеты» Елена Масюк, которая в позапрошлом созыве ОНК публиковала репортажи из колоний. Осталась в составе правозащитница Любовь Волкова, вошла политический аналитик и правозащитница Марина Литвинович.

По словам Сагиевой, возглавит ОНК, скорее всего, экс-спортсмен Дмитрий Носов. По ее мнению, ранее он никак не проявил себя в защите прав заключенных.

Правозащитник Артур Абашев написал, что самые активные члены ОНК Кировской области (он, Денис Шадрин и Алексей Блинов) не попали в новый состав, хотя у них за плечами осталось по 100 посещений МЛС ежегодно. Председатель региональной ОНК, который завел для комиссии отдельный сайт, тоже лишился поста. Состав комиссии сократился с 30 до 24 членов. Абашев рассказал, что в комиссию попали шесть человек, которых он консультировал перед подачей документов.

Впервые вошли в ОНК Кировской области более десятка активистов. Например, Анна Шкляева руководит школой в Кирово-Чепецке и входит в Общественную палату Кировской области. Игорь Халезов ранее возглавлял отдел МВД в Верхнекамском районе. Абдурахман Османов представляет дагестанское землячество. Александр Миляев тоже состоит в Общественной палате региона и представляет там частные охранные компании. Наталья Козвонина руководит редакцией газеты «Прикамская новь». Анатолий Чукавин представляет организацию ветеранов уголовно-исполнительной системы.

В обновленный состав ОНК Марий Эл не вошли правозащитники Ольга Васильева, Ирина Протасова и Сергей Подузов. По словам ушедших из состава активистов, они успели подготовить себе смену в лице Юрия Николаева и Сергея Люперсольского. В обновленный состав попал священник Алексей Леонов из села Кокшайск и представитель Ассоциации приемных семей Марий Эл Сергей Францек, психолог Николай Гусаков. Новички Роман Горнев и Евгений Чернышев состоят в Ассоциации юристов России. Впервые вошел в ОНК заместитель главного редактора «Марийской правды» Евгений Кузнецов.

Правозащитник из Екатеринбурга Алексей Соколов рассказал в своем блоге, что «с интересом наблюдал за спектаклем, как Общественная палата отбирает членов ОНК». По его словам, принципы отбора остаются неясными. Он привел себя в пример: у него была рекомендация от регионального омбудсмена, но вместо него прошел бывший пресс-секретарь управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), который, по словам правозащитника, во время своей работы не находил нарушений прав заключенных.

Председатель Комитета против пыток и член президентского совета по правам человека Игорь Каляпин рассказал, что из 20 правозащитников и гражданских активистов в его родной Нижегородской области попал в новый состав ОНК только он один. А из попавших в новый состав Нижегородской ОНК он никого не знает, кроме тех, кто ранее работал в силовых структурах.

Закон об Общественных наблюдательных комиссиях Госдума готовила с 2000 по 2008 год. Выдвигать членов ОНК имеют право общественные организации, которые формально занимаются защитой прав человека более пяти лет. Членов комиссий выбирают в федеральной Общественной палате сроком на три года. Члены ОНК имеют право посещать и проверять места принудительного содержания системы ФСИН, МВД, Минобороны, погранслужбы, места содержания нелегальных мигрантов. Члены комиссий, как правило, не получают зарплаты за свою активность. Член ОНК может работать в комиссии только три созыва. В 2016 году правозащитники заявили о дискредитации института ОНК, когда в комиссии стали входить бывшие силовики, в частности, бывший глава московского СИЗО «Бутырка».

В 2018 году после скандала с публикацией видео пыток в ярославской колонии несколько членов ОНК призналось, что знали о нарушениях, но ничего не смогли с этим сделать.