5 октября состоялось заседание постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета по правам человека при президенте РФ с участием представителей Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба РФ, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, военных комиссариатов, посвященное положению дел в российской армии и началу осеннего призыва. Об этом пишет портал «Реальная армия».
В заседании участвовали и представители правозащитных организаций, в том числе руководитель правозащитной инициативы «Гражданин и Армия», председатель комиссии СПЧ по военно-гражданским отношениям, член Московской Хельсинкской Группы Сергей Кривенко, руководитель отдела по защите прав призывников организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Оксана Парамонова, исполнительный директор Московской Хельсинкской Группы Светлана Астраханцева и другие.
В числе представителей военного ведомства на заседании присутствовали начальник направления призыва и подготовки к военной службе Генштаба РФ Алексей Князев, его заместитель Павел Неклюдов, начальник призыва комиссариата Москвы Николай Ризниченко, а также главы военных комиссариатов.
На заседании правозащитники обсудили с военными самые актуальные проблемы армии и призыва.
Так, юрист инициативы «Гражданин и Армия» Арсений Левинсон указал военным на то, что несмотря на общий рост открытости армии, который правозащитники могут подтвердить по итогам мониторинга военкоматов, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске летом 2017 года, проблемы еще остаются — даже с актуальностью информации на стендах в военкоматах. Подтвердил наличие подобных проблем при общем улучшении ситуации и юрист «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», эксперт МХГ Александр Передрук. Военные же подчеркнули свою готовность идти навстречу правозащитникам в вопросе открытости.
Однако другая проблема, поднятая Арсением Левинсоном, не нашла понимания у представителей Генштаба. Юрист обратил внимание на то, что магистрантам вузов, достигшим совершеннолетия ещё во время получения среднего образования и формально «использовавших» две отсрочки по учёбе — в школе и в бакалавриате, отказывают в праве отсрочки на время учебы в магистратуре, что ставит их в неравное положение перед законом по сравнению с теми, кому 18 лет исполнилось уже после окончании школы, и кто, таким образом, имеет отсрочку и в магистратуре.
Согласно устоявшейся судебной практике, признающей право таких студентов доучиться на магистра, Левинсон предложил доработать закон «О воинской обязанности» (пункт 2 статьи 24) таким образом, чтобы магистранты вузов, поступившие в год окончания бакалавриата, имели возможность не прерывать учёбу на год или даже больший срок, в случае выбора студентом альтернативной гражданской службы (АГС).
Не отрицая описанного положения, представители Генштаба заявили, что оно их устраивает, позволяя призывать «лучших» — отличников вузов — пусть и ценой качества их образования. Правозащитники в свою очередь высказались о своём намерении дальше работать над решением этой проблемы.
Сергей Кривенко обратил внимание военных на отказ в АГС членам запрещенной в России религиозной организации «Свидетели Иеговы» и отправку их в военные части именно по причине их религиозной принадлежности. Как подчеркнул правозащитник, «получается, что в альтернативной службе им отказывают, «потому что экстремисты», а в армию «экстремистов» берут». Начальники Генштаба ответили, что по их данным подобные случаи единичны и они готовы решать каждый такой вопрос индивидуально. В то же время приведенная военными статистика гласит о том, что теперь члены «Свидетелей Иеговы» в половине случаев вынуждены скрывать свою религиозную принадлежность, что может затруднять для них реализацию права на АГС.
Начальник управления призывом Алексей Князев поддержал другую инициативу, выдвинутую Сергеем Кривенко и касающуюся доступа граждан к своим личным делам. На данный момент военкоматы зачастую отказывают в праве получить информацию из личного дела, что вызвано отсутствием соответствующих инструкций в законе «О военной службе». Алексей Князев заявил о намерении внести соответствующие предложения в правительство.
Большое внимание было уделено вопросу ответственности врачей медкомиссий и призывных комиссий в целом за выдаваемые ими заключения о степени годности призывников. Внимание на эту проблему обратила Оксана Парамонова. Так как отсутствие каких-либо дисциплинарных последствий за отправку в армию людей, имеющих те или иные заболевания, подталкивает компетентных лиц к безответственному отношению, которое часто приводит к серьёзным последствиям для здоровья призывников и боеспособности армии в целом. Понимание важности этой проблемы нашлось как у представителей правозащитных организаций, так и у представителей военного ведомства.
Региональные правозащитники Анатолий Салин и Алексей Табалов, занимающиеся проблемами прав в армии соответственно в Астрахани и Челябинске, рассказали о тех нарушениях, с которыми они сталкиваются в регионах, где отношение должностных лиц к правам призывников хуже, чем в столицах. По итогам диалога представители Генштаба обещали разобраться и дать свою оценку действиям местного военного начальства.