В Мурманской области активисты проверили отделения полиции

Заполярные ОВД посетили общественники. Проект «Дни проверки отделений» впервые реализовывался на территории региона. Опытные координаторы ОГОН (Объединенная группа общественного наблюдения: ogonwatch.org/about) и гражданские активисты из Мурманска провели мониторинг открытости и доступности участков. Они побывали в помещениях, которые предназначены для работы с гражданами. То есть там, где любой человек может написать заявление, обратиться за консультацией или правовой […]

Заполярные ОВД посетили общественники. Проект «Дни проверки отделений» впервые реализовывался на территории региона. Опытные координаторы ОГОН (Объединенная группа общественного наблюдения: ogonwatch.org/about) и гражданские активисты из Мурманска провели мониторинг открытости и доступности участков. Они побывали в помещениях, которые предназначены для работы с гражданами. То есть там, где любой человек может написать заявление, обратиться за консультацией или правовой помощью к стражам порядка.

 

Общественные проверки прошли в УМВД России по Мурманской области, УВД по городу Мурманску, трех окружных отделах (Первомайский, Октябрьский, Ленинский) и в отделе МВД по Кольскому району.

 

Общественники посетили 5 отделов в Мурманске и один в Коле.

 

Мурманск отличился тем, что впервые в «Днях проверок» (подробнее тут: medium.com/ogon/anons-dny-11042018-2cf50896eb4f), которые уже проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и Воронежской области, участвовал человек с особенностями здоровья. Михаил Власов — имеет инвалидность и диагноз ДПЦ. Он сотрудник типографии «Благо Дать» (vk.com/tipografblago) и журналист, активный гражданин и организатор общественных проверок доступной среды в Мурманске (vk.com/club140107881).

 

«При входе в Кольское РОВД есть несколько ступенек, что затрудняет вход в это здание людям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Чтобы в какой-то степени компенсировать отсутствие поручней и пандуса, при входе установлена кнопка вызова помощника. Мы были приятно удивлены тем, что буквально через несколько секунд после нажатия, к нам вышел полицейский Виталий. Когда он узнал, что мы группа гражданского контроля, и пришли чтобы проверить помещения полиции, в которых принимают граждан, в том числе и оснащение для приема маломобильных групп населения,он беспрепятственно пропустил нас внутрь и охотно откликнулся на мою просьбу помочь подняться по лестнице. Даже для этого позвал своего напарника по службе» , — поделился впечатлением Михаил Власов.

 

 

Солидная часть анкеты общественного мониторинга касается именно доступной среды. Активисты смотрят, есть ли пандус (если да, то можно ли им пользоваться), присутствует ли специально обозначения для слабовидящих и слепых, спрашивают, есть ли обученные сотрудники языку жестов или имеет ли отдел договор с сурдо-переводчиком, на тот случай, когда посетитель — гражданин с нарушениями слуха и речи.

 

«Для инвалидов ОВД слабо приспособлены. Пандусов нет, либо они с неправильным уклоном. Кнопки вызова помощи не работали. В одном отделе она работала в о одну сторону — нас слышали. а мы нет. Нет и специальных туалетов. Как нам объяснили, это связано с тем, что здания старой постройки. Со слов сотрудников двух отделов, в полиции есть специальные устройства — «лестнецеходы», для подъема людей в коляска. Вот только если кнопка вызова сотрудников у лестницы не работает, не очень понятно, как сообщить, что нужен человек с этим устройством. Детские коляски придется заносить на руках», — подвела итог координатор ОГОН и участница проверок Мелиса Савина.

 

В Ленинском отделе сотрудники отказались показать туалет для посетителей и задержанных, а в Первомайском санитарные комнаты продемонстрировали.

 

«Там было достаточно чисто, в наличии была туалетная бумага и мыло», — отметила координатор ОГОН и участница проверок Рамила Губайдуллина.

 

Позитивным наблюдением в вопросе доступности было то, что в Мурманске нет КПП или специального режима пропуска с проверкой документов и досмотром для посетителей. Это значит, что граждане могут свободной зайти в здание и обратиться к дежурному.

 

А вот идентифицировать здание отделения полиции снаружи практически невозможно. Они отмечены только стандартного размера табличками у самих дверей, которые не позволяют разобрать текст, если не стоять прямо перед входом. Нет увеличенных или даже стандартного размера табличек с подсветкой, отсутствуют указатели с ближайших больших улиц.

 

Наблюдатели отметили, что в Октябрьском ОВД комната для заявителей закрыта на ключ. Причины не известны. Также в этом отделении в момент проверки не работал телефон доверия. В здании установлен специальный телефон, но указанный на нем номер для обращений не отвечал.

 

Большой блок анкеты общественников освящен открытости полиции для граждан. В анкете несколько десятков пунктов, для того, что бы общественники могли отметить, какая справочная информация представлена для граждан на стендах, имеется ли в открытом доступе юридическая литература.

 

По оценкам активистов, в Октябрьском округе информирование скудное, а вот в Коле по большей части стенды были заполнены необходимыми адресами, телефонами, контактами и ссылками на законодательство.

 

По общему впечатлению, информации, которая по оценке ОГОН считается необходимой, на стендах мало, хотя места и пустых слотов много.

 

В двух городских отделах размещены таблички о запрете вести фотосъемку со ссылкой на внутренний приказ. Представители ОГОН считают это нарушением. В местах общественного доступа человек должен иметь возможность сфотографировать информацию на стенде или образец заявления.

 

В Управлении внутренних дел по Мурманской области активистам сообщили, что все вопросы они могут задать пресс-службе. Это показалось странным, ведь пришли граждане, а не журналисты. Кроме того, общественные наблюдатели запрашивают только открытую информацию и осматривают состояние мест общего доступа.

 

В отделении полиции большинство сотрудников было без нагрудных знаков или бейджей (такое утверждение сформировано на основе общения с оперативными дежурными в отделах).

 

Во время визита общественных наблюдателей выяснялось, что граждане испытывают трудности с передачами посылок в ИВС (изолятор временного содержания). Оказалось, что в открытом доступе четкого регламента и графика приема таких отправлений задержанным либо он попросту не соблюдается. Людям приходится приходить несколько раз или ожидать часами на проходной.

 

«Было бы здорово добавить в анкету строчку о том, присутствует ли на стендах информация о том, как передать посылку в ИВС. Пока ее нет, мы видим, что людям трудно», — внесла свое предложение гражданский активист Ирина Пайкачева.

 

В ближайшее время активисты проанализируют анкеты и направят рекомендации в УМВД России по Мурманской области. Общественники верят, что если полицейские идут на диалог во время проверок, есть шанс, что они прислушаются к их предложениям и повысят доступность и открытость отделов. «Дни проверки отделений проходят ежегодно». Если в Мурманске активисты соберутся и в следующем году, мы сможем увидеть перемены!

 

Источник: vk.com/@murmsil-ogon