В Ингушетии обсудили проблемы общественного контроля на форуме «Общественная экспертиза в РИ»

28 ноября 2017 года в бизнес-отеле «Магас» в столице Ингушетии прошел первый республиканский форум «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия», организованный Ингушским республиканским отделением ООО «Российский Красный Крест» совместно с Ингушским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». По результатам выступлений и обсуждений участников конференции была подготовлена резолюция, адресованная законодательным и исполнительным органам власти и […]

28 ноября 2017 года в бизнес-отеле «Магас» в столице Ингушетии прошел первый республиканский форум «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия», организованный Ингушским республиканским отделением ООО «Российский Красный Крест» совместно с Ингушским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». По результатам выступлений и обсуждений участников конференции была подготовлена резолюция, адресованная законодательным и исполнительным органам власти и институтам гражданского общества.

В работе форума, в качестве экспертов, приняли участие координатор общероссийской кампании «Гражданин и полиция», координатор экспертной площадки «Сетевая лаборатория общественного контроля» на Общероссийском гражданском форуме Вадим Карастелев; председатель Союза НКО и активных граждан Карачаево-Черкесской Республики, председатель регионального отделения по КЧР МОО СКФО «Антикоррупционный центр», региональный координатор общероссийской кампании «Гражданин и полиция» — Зарият Акбаева.

В рамках форума прошли дискуссии, мастер-классы и презентации практик, темы которых наиболее точно отражают приоритеты общественного контроля региона. Цели и задачи форума: широкое обсуждение теории и практики осуществления общественного контроля в Республике Ингушетия, обмен опытом на региональном и федеральном уровнях, повышение качества и масштаба гражданского участия в принятии социально важных решений. Участники форума во время обсуждения постарались обобщить проблемы и опыт общественной экспертизы в Ингушетии, а также выработать план действий организаций гражданского общества на ближайшую перспективу.

Для принятия участия в форуме были приглашены представители институтов гражданского общества, в т.ч. председатель Общественной Платы РИ, Уполномоченный по правам человека РИ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей РИ, председатель общественного Совета при Министерстве труда, занятости и социального развития РИ и представители ведущих неправительственных организаций республики.

Для Республики Ингушетии характерно относительно невысокое качество государственного и муниципального управления, отмечали участники форума. Такая оценка связана с отставанием республики именно по направлениям, связанным с вопросами взаимодействия власти и гражданского общества. В общем рейтинге качества государственного управления Ингушетия может занимать достаточно высокую позицию. По итогам 2015 года республика даже вошла в двадцатку лучших территорий РФ по качеству управления. Но это – общий рейтинг по большому количеству показателей.

По рейтингу организации предоставления услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах Ингушетия находится на 79 месте из 85-ти. В рейтинге по осуществлению контрольно-надзорной деятельности республика – на 81 месте, в рейтинге по переводу приоритетных услуг в электронную форму – также на 81 месте. Проблемы качества государственного и муниципального управления значительно затрудняют как повышение качества жизни жителей Ингушетии, так и развитие различных форм демократии.

В частности, тормозится участие граждан в принятии решений и контроле за их осуществлением. Включение граждан в управление в форме общественных палат и советов при органах власти достаточно часто является имитационным. Общественные советы формально созданы, но эффективность их деятельности крайне низка, в том числе по направлению общественной экспертизы нормативно-правовых актов. Объективно в развитии общественной экспертизы заинтересованы как гражданское общество, так и власть. Гражданское общество получает нормативные документы, в большей степени учитывающие интересы людей. Власть получает более высокий уровень доверия граждан и, соответственно, более высокую социально-политическую стабильность. Но это все – только в случае искренней заинтересованности всех сторон в общественной экспертизе. В развитии общественной экспертизы заинтересованы в первую очередь граждане и организации гражданского общества. Именно они являются адресатами Форума «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия».

Участники Форума, обсудив выступления специалистов и итоги состоявшейся дискуссии, выработали следующие рекомендации:

1. Использовать предусмотренные федеральным законодательством возможности общественной экспертизы для улучшения качества нормативных документов Республики Ингушетия в интересах граждан. Методика общественной экспертизы, использованная Ингушским республиканским отделением Российского Красного Креста, является открытой. Ее авторы готовы передать эту методику для использования всем заинтересованным организациям и гражданам.

2. Использовать возможности грантового финансирования для подготовки общественных экспертов и проведения общественной экспертизы.

3. Активизировать общественную экспертизу нормативных документов и их проектов муниципального уровня – поселения, города, района. Именно на этом уровне общественная экспертиза наиболее нужна в силу острых проблем качества муниципальных нормативных актов и регламентов муниципальных услуг. Важно подготовить по одной экспертной группе в каждом муниципальном образовании Ингушетии.

4. Организовать общественный мониторинг за ведением Единого регионального интернет-портала для размещения проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Ингушетия www. portal-dov.ru, создание которого предусмотрено Указом Главы Республики Ингушетия от 22 ноября 2017 года №219, а также принимать участие в общественном обсуждении и независимой оценке проектов, размещаемых на данном портале.

5. Увеличивать количество жителей Ингушетии, аккредитованных Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Для этого использовать различные методы информирования граждан о такой возможности.

6. Субъектам общественного контроля (общественным палатам и общественным советам при органах власти) рассмотреть вопрос о включении в планы работы мероприятий по общественной экспертизе.

7. В целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере общественного контроля проработать вопрос разработки и инициирования республиканского закона об общественном контроле.

8. В целях повышения эффективности и доступности института общественного контроля для граждан и общественных организаций инициировать разработку региональной образовательно-просветительской программы по общественному контролю.

9. Вовлекать все более широкий круг граждан и общественных организаций в процесс общественного контроля и противодействия коррупции во всех сферах деятельности государства и общества.

Подробнее