Выступление уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Шишлова на круглом столе «Открытость правосудия и ее пределы» Форума современной журналистики «Вся Россия 2018» в Сочи:
— Для Санкт-Петербурга, наверное, наиболее острые проявления [в части открытости и доступности правосудия] связаны с политическими вопросами – и не столько с уголовным судопроизводством, сколько с административным. Я имею в виду судебные процессы по участникам публичных мероприятий. Российское законодательство в этой сфере чрезвычайно жесткое и, на мой взгляд, не соответствует конституционным принципам о свободе собраний. И именно в таких процессах проявляется недоступность и закрытость судов.
Если говорить в целом о проблеме открытости и доступности правосудия, я бы выделил несколько позиций, которые, главным образом, и были предметом мониторинга: допуск публики на процессы и в здания судов, доступность судов для людей с ограниченными возможностями, информационная открытость, наполненность официальных сайтов судов.
Для нас не стало открытием, что по итогам мониторинга обнаружилась неготовность судов к свободному доступу публики. Это проявляется как со стороны сотрудников судов, так и со стороны судебных приставов. Каждому третьему волонтеру судья задавал вопрос о целях его присутствия на процессе в качестве зрителя. В анкетах наблюдателей есть примеры, когда секретарь суда спрашивает «Неужели вы считаете, что каждый может прийти в суд и послушать дело просто так?» А вот мировой судья спрашивает: «В смысле пришли послушать? Как вы себе это представляете? Так просто не бывает. Нужно согласовывать свой приход с Судебным департаментом. Просто так я вас, естественно, не пущу». Вот такая правовая культура судей. И работа здесь предстоит большая.
Особенно остро проблема открытости и доступности суда проявилась после массовых публичных мероприятий. На митингах людей задерживают, привозят в суды, и зачастую такие дела рассматриваются в нерабочее время. Но даже когда они рассматриваются в рабочее время, есть проблемы с доступом в эти процессы публики и журналистов. Недавно во время рассмотрения административного дела в Дзержинском суде судья вынес определение о проведении закрытого судебного заседания, мотивировав это тем, что открытое рассмотрение может привести к разглашению данных об оперативно-разыскной деятельности. Суд прошел в закрытом режиме.
Отдельная проблема, которая остается неразрешенной, – доступ в суды после шести часов вечера и в праздничные дни. Не так много дел рассматривается в выходные и праздничные дни – как правило, это дела, по которым истекают пресекательные сроки. В массовом порядке эта проблема тоже проявляется после публичных мероприятий. Действующие правила пребывания посетителей в районных судах отличаются в разных судах, но в любом случае не обеспечивают реализации принципов открытости и доступности. И, конечно, вывод здесь очевиден: нужно вносить изменения в ведомственные нормативные акты, которые определяют порядок и организацию пропускного режима в суды и обеспечивают то, что гарантировано конституцией.
В целом, если суммировать результаты мониторинга, то несмотря на определенные тревожные наблюдения, общие тенденции в обеспечении открытости и доступности правосудия позитивны, и важно, что многие судьи сами выражают заинтересованность в продолжении такого общественно-государственного мониторинга. В конечном счете наши общие усилия направлены на реализацию конституционных прав граждан.
Источник: Центр правовых программ Леонида Никитинского, 6.11.2018