Адвокат, добывшая видео с пытками в ярославской ИК-1, спешно покинула Россию из-за угроз

Правозащитный фонд «Общественный вердикт» сообщил об эвакуации адвоката Ирины Бирюковой в связи с опасениями за ее безопасность после публикации видео с пытками в ярославской колонии.   Именно она передала «Новой газете» запись, которая стала причиной возбуждения уголовного дела против сотрудников колонии. Ирина была вынуждена уехать из России на следующий день после его публикации. «Общественный вердикт» в опубликованном заявлении оценивает […]

Правозащитный фонд «Общественный вердикт» сообщил об эвакуации адвоката Ирины Бирюковой в связи с опасениями за ее безопасность после публикации видео с пытками в ярославской колонии.

 

Именно она передала «Новой газете» запись, которая стала причиной возбуждения уголовного дела против сотрудников колонии. Ирина была вынуждена уехать из России на следующий день после его публикации. «Общественный вердикт» в опубликованном заявлении оценивает угрозу личной расправы с адвокатом как «более чем реальную».

 

Сегодня на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина  было направлено заявление адвоката об обеспечении ей и ее семье мер государственной защиты. «Из собственных источников в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области мне стало известно, что ряд сотрудников, которые присутствуют на записи, высказывали угрозы мести в мой адрес», — говорится в заявлении.

 

До своего отъезда адвокат успела предпринять ряд действий, чтобы укрепить процессуальные последствия публикации добытого ею видео. В частности, она обратилась во ФСИН с заявлением об отстранении от работы непосредственных участников избиения, а также о принятии аналогичных мер в отношении бывшего начальника колонии Николаева, его заместителя Михайлова и начальника отдела по воспитательной работе Диева.

 

Уже известно о задержании как минимум шестерых из них — «Общественный вердикт» сообщил о том, что двоих оперативников из колонии выводили в наручниках.

 

Также Ирина Бирюкова обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием провести проверку в отношении сотрудников прокуратуры Ярославской области, а также местной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях. Ранее, в течение полутора лет, заключенные ярославской колонии, чьи интересы представляет Бирюкова, неоднократно обращались в местную прокуратуру с заявлением о пытках, ЕСПЧ дважды выносил решение о срочном вмешательстве в связи с угрозой для жизни заключенных — однако до публикации видео прокуроры не видели оснований для возбуждения уголовных дел. Аналогичное заявление было отправлено в центральный аппарат следственного комитета: адвокат просит провести проверку в отношении следователя следственного отдела по Заволжскому району Свирского, который год назад, посмотрев видео с нагрудного регистратора сотрудника колонии, участвовавшего в пытках заключенного, не увидел там признаков преступления.

 

«Возникает вопрос об эффективности работы следователя, проводившего проверку, руководителя следственного органа и руководителя СУСК по Ярославской области», — пишет Бирюкова в своем заявлении на имя Бастрыкина, требуя передать расследование в Центральный аппарат.

 

Ирина Бирюкова и «Общественный вердикт» настаивают: расследование данного уголовного дела силами областного следствия и прокуратуры не может быть эффективным. Сомнения правозащитников связаны еще и с тем обстоятельством, что, по имеющейся у них информации, заместитель ярославского прокурора по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях состоит в родстве с заместителем начальника колонии Игитом Михайловым.

 

UPD: 24 июля стало известно, что дело об избиении заключенного в Ярославле передано в центральный аппарат СКР.

 

Об избиениях в ярославской колонии сообщается не в первый раз. В апреле 2017 года фонд «Общественный вердикт» рассказывал об избиении фигуранта «болотного дела» Ивана Непомнящих. Адвокат организации Ирина Бирюкова отмечала, что он попал в ШИЗО за то, что якобы не лег спать после команды «отбой». Защита уточняла, что избиениям подвергались также Евгений Макаров и Руслан Вахапов.

 

Тогда Европейский суд по правам человека обязал Россию принять срочные меры в отношении избитых заключенных и присвоил делу статус приоритетного рассмотрения. Однако ярославский суд признал законным отказ в расследовании дела об избиении заключенных в ИК-1, несмотря на то, что следствие просматривало записи с переносных видеорегистраторов.

 

Фонд «Общественный вердикт» основан в 2004 году. Среди учредителей Фонда – Московская Хельсинкская Группа. Фонд оказывает правовую помощь жертвам полицейского насилия и произвола. Наряду с другими НКО фонд подвергся давлению в рамках кампании по выявлению «иностранных агентов». Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью. Фонд оперативно информирует общественность обо всех установленных фактах нарушений прав человека.

 

Юристы фонда ведут многочисленные процессы в судах, защищая пострадавших от произвола правоохранительных органов. Некоторые другие проекты фонда: «Жизнь после пыток» — про людей, которые пострадали от рук правоохранителей, «Школьник и полиция» предлагает правовые советы родителям, «Барометр реформы полиции» – альтернативные точки зрения о том, что происходит в ходе реформирования правоохранительных органов, «Защити себя сам» – о законах простым языком, «Попзащита» – популярно о правах человека.

 

За 14 лет работы фонда привлечено к ответственности порядка 150 сотрудников правоохранительных органов, что для нашей страны очень серьезный показатель. Разработана и внедрена техника получения компенсаций за насилие со стороны правоохранителей, которым подвергаются граждане.